Header md
Logo
Header md
Logo

Банки поделились первыми итогами работы Единой биометрической системы (ЕБС) в 2018 г. Согласно приведенным банками цифрам по сдаче биометрических данных для удаленной идентификации в целях получения финансовых услуг, клиенты пока не распробовали нововведение. Игроки банковской отрасли связывают это с тем, что широкой рекламной кампании по продвижению биометрии на рынке не проводит ни один банк, и все процессы на данном этапе проходят стадию анализа на предмет удобства и простоты для клиентов.

АО "Райффайзенбанк" запустил услугу по приему биометрических данных у клиентов с момента официального запуска Единой биометрической системы. Напомним, что ЕБС заработала в России с 1 июля 2018 г. (см. новость ComNews от 3 июля 2018 г.). Она является одним из элементов механизма удаленной идентификации, позволяющей гражданам дистанционно получать финансовые услуги. В качестве разработчика и оператора системы выступает ПАО "Ростелеком".

Руководитель отдела по развитию дебетовых карт, услуг и программ лояльности "Райффайзенбанка" Ксения Андреева сообщила корреспонденту ComNews о том, что биометрические данные можно сдать в 50 отделениях, это значит, что в каждом регионе обслуживания банка услуга доступна как минимум в одном отделении.

ПАО "Почта Банк" также собирает биометрические данные граждан (образцы фотографий и голоса) в более чем 120 отделениях в 83 регионах с с момента старта ЕБС. К концу прошлого года количество точек банка, оснащенных необходимым оборудованием, превысило 400. Это означает, что почти во всех флагманских клиентских центрах банка можно теперь сдать биометрические данные. В "Почта Банке" оценивают стоимость оборудования для сбора биометрии в четыре тысяч рублей (камера, микрофон, тренога, переходники). При этом техническая подготовка и подключение к ЕБС обошлись банку в несколько миллионов рублей, с учетом привлечения вендоров к выполнению работ.

В "Почта Банке" по этой технологии уже открыты счета – как через интернет-банк, так и через мобильный банк, рассказал ComNews член правления, директор по управлению рисками "Почта Банка" Святослав Емельянов. В основном пользуются этой услугой люди из так называемой экономически активной категории – от 20 до 50 лет, но также есть пенсионеры и молодые люди. "На текущий момент люди пользуются классическими банковскими услугами: открывают вклады, делают переводы, платежи, подают заявки на кредит. Стимулом к дальнейшему развитию сервиса может стать популяризация его преимуществ, а также расширение возможностей по использованию биометрических данных", - говорит он.

ПАО "ВТБ с июля прошлого года начал сбор биометрических данных клиентов по двум критериям: голос и лицо. Как рассказали корреспонденту ComNews в пресс-службе ВТБ, на сегодняшний день технология внедрена в офисах Москвы и Петербурга. Оценивая единоразовые расходы на интеграцию с системами "Ростелекома", в ВТБ назвали их незначительными. Стоимость же одного комплекта, состоящего из видеокамеры высокого разрешения, микрофона и штатива, не превысила 20 тыс. руб. Более того, в ВТБ подчеркнули, что в действующем законодательстве нет требований обеспечить все рабочие места в отделении банка оборудованием для снятия биометрических данных, достаточно одного комплекта на весь офис.

АО "Тинькофф Банк" полностью завершил интеграцию с Единой биометрической системой еще несколько месяцев назад. В сентябре 2018 г. "Тинькофф Банк" реализовал процесс удаленного открытия счета с помощью биометрической идентификации. На текущий момент банк занимается отладкой внутренних процессов при удаленном открытии счета, чтобы клиентский путь в новом процессе был максимально удобен, рассказал руководитель отдела предотвращения мошенничества "Тинькофф Банка" Артем Харченко. "Тинькофф Банк" также разрабатывает мобильное приложение, которое будет взаимодействовать с приложением "Ростелекома", чтобы пользователь мог открывать счета удаленно. Поскольку "Тинькофф Банк" полностью онлайн-банк (у него отсутствуют физические отделения), то сбор биометрических данных в "Тинькофф Банке" осуществляется с помощью представителей в удобное для клиентов время в более 80 регионах страны.

ПАО "МТС-Банк" запустил сервисы биометрической идентификации в начале ноября 2018 г. в 30 наиболее посещаемых отделениях. Как заверил корреспондента ComNews руководитель службы противодействия мошенничеству "МТС Банка" Игорь Ермак, тем самым банк перевыполнил на 10% прошлогоднюю задачу, поставленную ЦБ РФ. На текущий момент процедуру регистрации в ЕБС прошли около 100 клиентов банка.

Однако представитель "МТС Банка" указал на то, что при регистрации сотрудников в системе возникли сложности. По его словам, ручной выбор роли с расширенными правами затруднял сопровождение процесса сбора данных по нескольким параметрам. Помимо ряда организационных мероприятий по настраиванию кабинета, банк для дальнейшего улучшения сервиса направил свои предложения, сформулированные на основе "живых" клиентских кейсов, по автоматизации и распределению ролей оператору системы – в "Ростелеком", добавил Игорь Ермак.

ПАО "Сбербанк" официально присоединился к проекту Центрального Банка по биометрической идентификации клиентов в декабре 2018 г. На конец прошлого года функционал был доступен в 19 офисах. По информации пресс-службы "Сбербанка" уже несколько десятков клиентов сдали биометрию.

Банки разошлись во мнении по поводу спроса клиентов на удаленный способ получения банковских услуг в этом году. 

В ВТБ уже сейчас доля продаж через цифровые каналы доходит до 40%, отмечают представители пресс-службы банка. "Считаем, что удаленная идентификация послужит стимулом для заметного роста цифровых продаж продуктов и сервисов банка", - ожидают в компании. По данным ВТБ, наиболее востребованными среди клиентов услугами будут открытие сберегательных продуктов (вклад, накопительный счет), оформление кредитов и карт.

В "Райффайзенбанке" же пока не наблюдают большого спроса и активности со стороны клиентов. "Отчасти это связано с тем, что широкой рекламной кампании по продвижению биометрии на рынке не проводит ни один банк, и все процессы на данном этапе проходят стадию анализа на предмет удобства и простоты для клиентов", - поясняет Ксения Андреева.

Схожей позиции придерживается и специалист "МТС Банка". Количество зарегистрированных в системе клиентов зависит от их понимания, как в будущем ЕБС упростит их взаимодействие с финансового-кредитными учреждениями, уверен Игорь Ермак. "Помимо задач по информированию, банкам также предстоит расширить комплекс услуг, которые можно получить с помощью удаленной идентификации (сейчас, подтвердив свою личность в ЕБС, клиенты могут открыть расчетный счет). Когда общественность поймет, как ЕБС качественно упрощает им жизнь, количество сдавших биометрические данные клиентов вырастет в геометрической прогрессии", - говорит он.

Святослав Емельянов из "Почта Банка" придерживается мнения, что пока рано говорить об массовом использовании гражданами возможности удаленной идентификации. "Граждане пока еще мало осведомлены о преимуществах биометрии и новых возможностях для удаленного банковского обслуживания. Банк проводит разъяснительную работу и предлагает заинтересовавшимся клиентам сдать биометрию", - говорит он.  При этом, по словам Святослава Емельянова, многие проявляют интерес и сдают биометрические шаблоны в отделениях "Почта Банка" не только в столичных городах, но и в регионах.

По мнению президента-председателя правления "Почта Банка" Дмитрия Руденко, чтобы применение биометрических шаблонов стало массовым, нужно чтобы технология вышла за пределы банковской индустрии. "Важно, чтобы другие отрасли тоже подключились к процессу и люди могли с помощью биометрического шаблона получить различные услуги и сервисы – как государственные, так и негосударственные. Вот тогда эта технология станет массовой, миллионной. Уверен, что за этой технологией будущее. Очевидно, что география и инфраструктура нашей большой страны требует таких удаленных решений", - считает он.

Главную цель "Райффайзенбанк" видит в том, чтобы сделать управление финансами для клиентов легким, простым и понятным. По словам специалиста банка, биометрия предоставляет еще одну возможность сделать обслуживание клиентов проще, а также свободно работать в тех регионах, где нет отделений "Райффайзенбанка". "Удаленная идентификация позитивно скажется на развитии рынка в целом, так как определяющим фактором при выборе банка будет не территориальное расположение классического отделения, а продукты и качество сервиса. Клиенты в самых удаленных уголках страны смогут пользоваться услугами разных банков, что позитивно скажется на конкуренции на банковском рынке", - считает Ксения Андреева. По словам Артема Харченко из "Тинькофф Банка", интерес к системе обусловлен мгновенной доступностью финансовых услуг в любой точке мира.

В наступившем году банки продолжат работу по подключению отделений к Единой биометрической системе. ВТБ объявил о том, что полностью обеспечит всю сеть необходимым оборудованием в этом году. "МТС Банк" планирует полностью подключить всю филиальную сеть к ЕБС – порядка 90 офисов – до конца первого полугодия 2019 г. В свою очередь "Райффайзенбанк" к концу 2019 г. будет принимать биометрические данные во всех отделениях банка. Тех же сроков придерживается и "Почта Банк". "Сбербанк" не стал называть точных планов, однако, упомянул о том, что будет двигаться в соответствии с обозначенной ЦБ "дорожной картой". 

Источник: http://comnews.ru/content/116814/2019-01-09/klienty-ne-rasprobovali-biometriyu

наверх